Из истории Украинского трезубца
Из истории Украинского трезубца
Из глубокой древности, с тех пор, как человек осознал себя человеком, он хотел самовыражения. Одним из его проявлений стали символы. В одних они имели вид крестиков, круга, ромбов, в других — квадратов, полумесяца, звезды или какого-то другого знака. Каждый род племя, вождь или представитель знати издавна имели свой такой знак — символ, который содержал в себе родовое достоинство, родовую фамилию или имя какие-то другие признаки. Этот знак обладатели его ставили на деревьях в лесах, на границах своего пребывания, своего владения, на собственных изделиях а рыцари — на щитах, на одежде и тому подобное. Своя символика есть у каждого народа, у каждого государства. В Украине такой символикой является трезубец, который, по мнению ученых, с древних времен имел государственное, национальное и религиозное значение.
Форма и стиль государственного знака трезубца, как герба Украины, установленные законом. А для национального и религиозного знака трезубца форма и стилизация могут быть разными в зависимости от вкуса и таланта, от умения исполнителя. Считается, что существует около двухсот разновидностей изображения трезубца. Из летописей Древнерусского государства мы знаем, что трезубец был гербом великих князей киевских и их отдельных потомков. Первое изображение его у киевских обладателей известно на печати князя Святослава Игоревича, который погиб в 972 году в бою с печенегами. Потом трезубец чеканили на монетах великого князя Владимира Святославича (даты княжения 980-1015 гг.), Святополка (погиб в 1019 г.), Ярослава Мудрого (окончательно на киевском столе утвердился 1019-1054 гг.), галицких князей. Трезубец изображен в гербе французской королевы Анны, дочери Ярослава Мудрого, в гербах скандинавских родственников древнерусских князей, а также в древних украинских церквях и на кирпиче, из которого сооружались храмы в Киевской Руси. В Прикарпатье этот знак издавна известен как народный религиозный и культовый. Его писали на хозяйственных зданиях, главным образом на дверях, на праздник Йордана (Водокрещение) еще с княжеских времен. На отдельных иконах трезубец сохранился с XVII века.
На протяжении последних более чем 150 лет десятки ученых пробовали отгадать, исследовать происхождение и значение трезубца. В советские времена его клеймили как националистический знак, поэтому советские ученые его научными исследованиями не занимались в те времена. Существует около 40 версий относительно происхождения трезубца. Есть предположение, что он — олицетворение трех естественных стихий — воздуха, воды и земли. Так же можно сказать, что для христиан издавна он мог быть олицетворением Бога-Отца, Бога-Сына и Святого-Духа. Одни твердят, что он создан по типу татарских знаков и подобный луку со стрелой — куша, что его взаимствованно от тюркоязычных народов. Другие его приписывают коренным европейцам, например, скандинавам.
Наиболее распространенным является утверждение, что трезубец византийского, древнегреческого происхождения. Интересные сведения дошли до нашего времени от полулегендарного творца древнегреческого эпоса Гомера, который жил приблизительно в VIII веке до нашей эры, то есть больше как 2,5 тысяч лет назад. Он записал древнегреческую легенду, которая рассказывает, что главные греческие боги — Зевс (бог неба), Посейдон (Нептун, бог моря) и Плутон (Аид, бог подземного царства, подземной темноты) получили от высших сил жребии на свои владения. При согласии Зевса Посейдон владел и Землей, потому он назывался еще зем-ледержцем. Его изображали со скипетром в форме палки, увенчанной трезубцем, как символом божественного царства, власти царя и его могущества над водными пространствами и стихиями. Трезубец Посейдона был знаком якоря и еще символизировал функции якоря, который спасает суда и людей от гибели в водах.
Жена Посейдона — богиня Амфитрита, как и жена подземного бога Плутона — Аида, которая считалась царицей над подземными водами, тоже на изображениях имели трезубцы. Последняя своим трезубцем гнала подземные воды в зерна и корни растительного царства. Рисовали с трезубцами и других греческих богов. У греков трезубец имел исторические традиции, был связан с религией и считался символом божественной власти.
Из материковой Греции трезубец перешел в греческие колонии Крыма и Северного Причерноморья. С распространением влияния греческой культуры на другие народы, трезубец встречаем у других племен и народов. Не безынтересным является и следующее упоминание. По древнегреческой легенде, записанной Гомером, древние жители современной Украины были потомками бога Зевса и дочери Днепра. Здесь имеется соединение царства бога Зевса — бога неба с царством трезубца, с народом, который имел трезубец своим божественным знаком. Очень много изображений трезубца, знаков трезубца и геометрических монограмм дошли до нас на монетах царей и на печатях, которые остались от Боспорского царства. Это рабовладельческое государство существовало с V века до нашей эры по IV век нашей эры, и охватывала Крым Керченский полуостров (тогда Пантикапей) и Тмутаракань (Тмуторокань, позже Таманский полуостров). Центр Боспорского царства находился в Пантикапеи — Керчи. Здесь, кроме греков, проживало много разных народностей — тюркоязычных и родственных с аланами, а затем ословъяненых болгар, русов, славян, хазар, евреев и других, которые благодаря брачным связям нередко ассимилировались. Позже в Тмутаракани долгое время, господствующее положение занимали древнеболгарские ханы и каганы.
В конце VI ст. в Причерноморье формируется Булгарское княжество — бейлик. С конца первой четверти VII века нашей эры и до образования Киевской Руси в середине IX века на территории от Дона, Волги и Кубани на востоке, а на западе до Днестра (иногда кочевья достигали и Дуная), от Черного и Азовского морей на юге к границам будущей Чернигово-Сиверщины на севере включительно существовало многоплеменное раннефеодальное государственно-политическое объединение Великая Булгария (Великая Болгария), а затем Черная Булгария (Черная Болгария). Наибольший расцвет Великая Булгария приобрела при хане-властителе Кубрате (или Курбате, еще Круме), который правил этим государством самостоятельно с 620 года почти до конца 60-х годов VII века.
С детских лет Кубрат воспитывался при дворе византийских императоров, получил в Константинополе образование и там принял христианство. В 625-626 годах (по другим данным, в 627-628-ом) по просьбе Ираклия помогал ему в войне с Персией (в настоящее время Иран) своим 40-тысячным войском кавалерии. За это, как пишут древние византийские авторы, император выдал за него замуж свою дочку Евдокию и послал исключительно богатые дары. Ценные дары и звания патриция получил юный построитель Великой Булгарии от Ираклия и немного раньше — при своем крещении в Византии в 619 году.
Столица Великой Булгарии сначала находилась в Фанагории, а летней резиденцией, местом отдыха великого властелина была его ставка-поселение Балтавар на месте современной Полтавы („балтавар» в переводе из языка тюрки на нас значит „вождь», „властелин», а также знак — тамга балтавара-обладателя). Кубрата, кото-рый умер, по некоторым данным, в 667 году, самый молодой сын Котраг похоронил неподалеку от его любимой ставки, на территории современного Новосанжарского района, вблизи села Малая Перещепина. Знаменитое Перещепинское сокровище было найдено случайно в 1912 году. С дореволюционных времен оно находится в Эрмитаже, в Санкт-Петербурге, но только в начале 80-х лет XX века немецкий ученый Йоахим (Иоахим) Вернер глубоко исследовал его и довел, что это сокровище из захоронения обладателя Великой Булгарии Кубрата. Свою книгу о Перещепинском сокровище — захоронение кагана Кубрата ученый выдал на немецком языке в Мюнхене в 1984 году. Следом за ним эти исследования продолжают австрийские и болгарские ученые, которые раскрывают еще ряд интересных тайн из нашей древней истории.
Хотя о самих сокровищах Перещепинского чуда мы знали из многочисленных публикаций российских и украинских авторов еще из дореволюционных времен. Хорошо известно, что это самое богатое из всех известных сокровищ Европы того времени, а состоит оно из редких золотых и серебряных вещей — византийских, персидских, северокавказских IV-VII веков нашей эры и весит приблизительно 75 килограммов (в том числе золотых — почти 25 килограммов). О Перещепинском сокровище уже говорилось много. Но в данном случае нас интересует то, которое касается темы данного исследования. В сокровище среди поясных подвесок была обнаружена личная печать хана — знак балтавара в виде нашего трезубца. Здесь уместно сказать, что он в давние времена не был известен под этим названием. Трезубцем назвал его „с легкой руки», исследуя этот знак во время своей работы над многочисленными древнерусскими документами и достопримечательностями ис-тории, известный российский писатель и историк автор „Истории государства Российского» в 12-ти томах (1816-1829 гг.) Н.Н.Карамзин.
Значит, уже в те далекие от нас времена правитель Великой Булгарии, обладатель наших земель пользовался трезубцем как личным знаком. Именно через наших далеких предков протобулгар (протоболгар) трезубец пришел в Киевскую Русь. Древние болгары еще задолго до нашей эры жили возле Памира и Гиндукуша, потом в низовьях Волги и на Северном Кавказе и принадлежали к индоевропейской ираноязычной семье народов, к той же, что и сарматскоаланские племена. В конце IV — в V веках нашей эры в связи с наступлением азиатов-гуннов часть протоболгар ассимилировалась с последними и во время этого Большого переселения народов перекочевала вместе с гуннами в Поднепровье. Хотя протоболгары, как и другие этносы, под властью гуннов на Балканах жили своими отдельными племенами со своими вождями, но благодаря общению со славянами и аланами они взаимствовали кое-что от своих соседей. Благодаря ассимиляции появились уже новые племена протоболгар — полуираноязычных-полугуннов, которые владели как языком аланов, так и языком тюрки, а затем — языком славян и языком тюрки. С распадом многоплеменного объединения гуннов, а затем Аварского каганата, с образованием Великой Булгарии, в которую вошли, кроме тюркоязычных, аланские (сармат-ские) и частично славянские племена, пошел постепенно процесс ословянения гунно-булгар (протоболгар). Уже со средины первого тысячелетия нашей эры протоболгары совместно из аланами-русами, славянами и другими племенами закладывали основы украинской народности.
Можно было бы допустить что, трезубец мог прийти к давним булгарам или через приазовских и причерноморских греков, которые издавна жили в Боспорском царстве, или другим путем. Боспорское царство — когдато могучее античное рабовла-дельческое государство было разгромлено уже окончательно гуннами в 70-х годах IV века нашей эры. Центром Боспорского царства был Пантикапей (в настоящее время Керчь), вокруг которого объединялись греческие города Керченского и Таманского полуостровов. Здесь и раньше проживали представители многочисленных этносов, а затем в значительной мере оседают и протоболгары. На этой тер-ритории археологами были найдено большое количество знаков трезубца, его изображений на монетах и разных вещах.
После смерти Кубрата началась междоусобная борьба между пятью его сыновьями, в которую вмешались тюркоязычные, родственные с булгарами хозары, кото-рые образовали в VII веке свое государственное объединение на территории Северного Кавказа и Прикаспия. Одним сыновьям умершего хана помогали хазары, другим — брат Кубрата — Шамбат-кий. Великая Булгария распалась. Власть при помощи хазар захватил старший сын Кубрата Бат-боян, который на руинах Великой Булгарии учредил зависимую от Хазарского каганата Черную Булгарию с центром в Киеве. Один из его братьев Аспарух, потерпев поражение в этой борьбе, отступил со своими людьми из Поднепровья сначала за Днестр, а впоследствии переправился через Дунай, победил в войне Византию и в 681 году на Балканах, на территории Союза семи славянских племен (на землях какими при Ираклии владел Шамбат-кий), учредил первое Болгарское славянское царство. Уже после смерти Бат-бояна Аспарух стремился освободить от хазарской дани прежние родительские владения и возродить Великую Булгарию, ходил походами против хазар. В борьбе с ними в 701 году он был убит на территории нынешней Запорожской области. Там в 1929 году было найдено его захоронение. И интересен факт — на найденном в его захоронении мече, на рукоятке меча и некоторых других вещах тоже обнаружено изображение трезубца. Следовательно, этим знаком владел и сын Куб-рата.
В средине IX ст. Черная Булгария сократила свои границы до Левобережья с центром в Чернигове (Караджари) или в Путивле (Хорисдане, Батавиле), а на Правобережье образовалась Киевская Русь с центром в Киеве. Мы не знаем, какой государственный знак взял сначала себе новый правитель — князь Киевской Руси. Но гербом Черной Булгарии, а затем Черниговского княжества был черный двуглавый орел. Возможно орел был тотемом каких-то из давних булгарских племен, ассимилируемых с уграми или непосредственно с гуннами. Позже, когда Московское княжество заявило свои „права» на прежние земли Киевского государства, когда присоединило к себе земли черниговщины, двуглавый орел появляется на печатях Московского государства и становится впоследствии главным элементом герба Российской империи. Чернигову остался черный орел с одной головой.
Гербом Киевской Руси со времен Игоря, по последним исследованиям, был трезубец. Древнебулгарские летописи утверждают, что знак трезубца украинский народ позаимствовал от булгар-протоболгар. Из тех исторических источников узнаем, что у булгар, как и у других народов, издавна были свои символы, тамги, или бильге (гербы, знаки) — родовые, городские, губернские. Был и государственный герб. Согласно со сказаниями, вмещенными „Джагфар тарихы», государство булгар имело легендарный Туранский период, потом в XV ст. до н.э. — VII ст. н.э. носила название Идель, а в VII-XVI ст. — Булгар (Булгария). Гербом Иделя, по утверждениям летописи, был знак „Булгар» — „Волчья голова» (от „булг» -волк „ар», „джар» — голова). Еще он назывался „Бури Баш» (тоже „Волчья голова») и „Барин Джар» („Голова Барина»). Был он изображением головы волка, который держит в пасти стре-лу. Этим волком был не кто другой как могучий алп-дух Маг, или Бури — Волк, который еще назывался Барином. Алп Бури считался покровителем булгарского народа и, достоверно, тотемом. Потому, как писал летописец XIII ст. Кул Гали, изображение головы волка „Булгар» — „Бури Баш» не случайно украшало знамена предков булгар. Потому и само название этого изображения — „булгар» — стало со временем названием булгарского знамени и самого булгарского народа. „Бури Баш» и был первым гербом государства булгар.
В честь знаменитого Древнебулгарского царя Буртаса, который правил в Иделе в VII ст. до н.э., знак „Булгар» — „Бури Баш» — „Барин Джар» получил еще одно название — „Тамга Буртаса». Позже, когда булгарские цари стали считать себя потомками Александра Македонского, которых булгары называли Искандер Зулкарнайн, знак „Бури Баш» получил свое пятое название — „Тамга Искандера». Кроме того, как пишет Кул Гали, в знаке „Бури Баша» кое-кто стал видеть стрелу и натянутый лук, потому в народе получила популярность и такая легенда о происхождении „герба Буртаса». Согласно этой легенде, однажды на Идель напали враги и требовали капитуляции булгар. В ответ булгарский царь послал противнику стрелу — символ войны за независимость. С того времени, гласит легенда, гербом государства стало изображение лука и стрелы. Но знак „Бури Баш» (он же — „Булгар», „Барин Джар» „Тамга Буртаса» „Тамга Искандера») стал символом независимости булгарского народа.
В VII ст. древней столицей Булгарии была Фанагория, по-булгарски Банджа, Иске Банджа — Стара Банджа, Ечке Болгар — Внутренний Болгар, Иске Болгар (античный город на берегу Таманского залива, теперь городище поблизости селения Сенного Анапского района Краснодарского края Российской Федерации). Гербом бунтарской Фанагории служило изображение легендарной столицы первого идельского царя Джам-Иджика, что называлось Джамаил (еще Джамбал, Тамбул — то есть „Город Джама»). На таких гербах могли быть изображены гора храм, мавзолей и тому подобное.
В VІІ-ІХ ст. столицей Великой, потом Черной Булгарии был Киев, который имел булгарские названия, — Аскал, Башту, Кук-куян (Гора Куяна), Шамбат, Кий. Гербом булгарского Киева был знак Дракона или Змея, который свертывался в кольцо. Изображался он в виде двух колец — большое, а в нем меньшее. Образ Дракона — с головой коня и хвостом змеи и змеевидного Дракона принимал в Древнебулгарской тенгрианской мифологии алп — дух света Мардукан (Нардуган), а также алп — дух травоядных животных, приплода, урожая и достатка Самар(Чумар) или Ба-радж(крылатый змей). Последний еще часто изображался в виде всадника — красивого юноши-богатыря. С победой христианства над тенгрианством отголоском этого факта стали украинские (древнерусские) легенды о Змее-Гориниче, о гибели князя Олега от укуса змеи. На новых гербах появилось изображение архистратига — архангела Михаила (Михайла) — главы христианского небесного воинства, который побеждает — поражает копьем тенгрианского алпа Дракона. Отсюда, наверное, и легенда о Змеевых валах, которыми называли древние земляные укрепления — сооружения, которые проходили к югу от Киева на правом и левом берегах Днеп-ра, вдоль его притоков, по Стугне, Трубеже, Росе, Суле и других. Этими высокими земляными валами в давние времена одни племена отгораживались от других, чтобы противник врасплох не напал на их владение.
Одним из наиболее известных булгарских символов была шестигранная звезда, которая для булгар является знаком покорности Богу и называется, — Знаком Тан-гри. Треугольник, который направлен вершиной вверх, значит в этом знаке волю Бога, а также священную гору, на которой происходят представления Бога, а тре-угольник, направлен вершиной вниз, — созданный Всевышним и покоренный воле Творца мир. Этот знак булгары чеканили на монетах, изображали на стенах, минаретах и ограждениях мечетей, на надмогильных камнях, на царских вещах.
Другим знаменитым булгарским символом была свастика, которую булгары называли „субаш» или „сарман» — лемех. Второе название объясняется тем, что древние булгары видели в субаши сочетание четырех лемехов, — сарманов. Знак свастики — субаш сначала был символом плодотворной силы и охранительным знаком алпа — духа Самара, позже — символом земного семейного и вообще человеческого счастья. Он обязательно вышивался булгарками на длинных свадебных полотенцах. В городе Буляри — столице Булгарского государства эпохи 1-го эмирата (865-1236 гг.) — была квартальная мечеть Субаш, вход в которую был украшен узорами в виде переплетений свастики. В городе Болгари археологами найдено перстни с изображениями свастики.
Украинские ученые — исследователи символов утверждают, что свастика издавна, еще в железном веке, символизировала верховное божество. В Индии она символизировала Солнце. В первые века нашей эры свастика была христианским символом, позже вытесненным крестом. Она значила также четыре стороны мира, дей-ствие Истока на Вселенную, а в Древней Индии и Греции — добро.
По данным О.П.Знойка, на Руси-Украине подвижное Солнце отображалось знаком свастики. Она даже есть на алтаре Софийского собора в Киеве. Б.Чепурко также считал, что свастика — солярный знак, который значит благо, а олицетворяет кругооборотный оберег личности и общества. О.И.Потапенко считает, что свастика (соединение двух двоек) символизирует тайну солнца, которую еще нужно изу-чать. Она является знаком равновесия, добра, гармонии. В теософии свастика — символ Единства Вселенной, Земли и Человечества, Гармонии, Красоты, Любви, Высшей Человеческой Мудрости.
Треугольник, который у тенгрианцев и других язычников, был составной частью Знака Тангры, верховного божества, у христиан является геометрическим образом триады, символизирует Троицу „Недремлющий Глаз». Треугольник с основой внизу, вершина которого направлена вверх символизирует огонь и стремление всех вещей к высшему единству или к Источнику, к Точке, из которой излучается сияние. Треугольник (строй) говорит: „Я — человеческое добро». И это и совпадает с христианской Троицей которая поистине является Добром.
Так с появлением христианства символы древних народов приобрели новую трактовку. В новой религии появились три божественных символа – крест (знак кре-ста), треугольник (символ Божественной Троицы) и соло (символ всемогущества и совершенства Бога).
Особенно известной и уважаемой у булгар была тамга рода Дуло. Одна из самых давних летописей свода „Джагфар тарихы» („История Джагфара») — Хон китабы» — „Книга о гуннах» Кул Гали, написанная в 1242 году, сообщает, что все тамги в той или иной мере связанные с героями давних булгарских мифов — с алпами-духами. Тамгой рода булгарских царей Дуло (которые дали название и ословьяненому потом племени дулибов) был знак трезубца. Сначала он был изображением женского духа (алп-бики) любви Туран. Как рассказывают легенды, в очень давно прошедшие времена Туран попробовала создать для предков булгар в регионе Волго-Урала легендарное государство Туран и даже сама стала ее правительницей. Потому Волго-Урал называли сначала Туран, или Иске-Туран — „Старый Туран». Кроме того, цари из рода Дуло считали себя потомками Туран в результате чего тамга Туран стала тамгой рода Дуло.
Позже в знаке Туран стали видеть изображение „балта» (топора) и „бер» (лука), потому и назвали эту тамгу „балтабер», то есть „топоро-лучная». Позже „балтабер» приняло форму „балтавар». Поскольку булгары избирали вождей и царей лишь из рода Дуло, то название тамги — „балтавар» — стала значить также и „вождь», „пра-витель», „властелин».
Топор и лук в тамзи Дуло стали видеть потому, что эти предметы в эпоху форми-рования государственности получили у булгар значение символов царской власти. Но в булгарской геральдике знак трезубца значил также и стрелу и крылья. Потому кое-кто видел в знаках „балтавар» еще изображение лука и стрелы, а также сокола.
Если Древнебулгарские летописи утверждают, что трезубец пришел в украинские земли от булгар, то другие источники не менее настоятельно утверждают, что трезубец издавна был атрибутом и оружием древнегреческого мифического бога Посейдона (Нептуна), символом его господство над стихийными силами мо-ря. Выражается и мнение, что этот знак был в давние времена остророгом для ловли рыбы поскольку и теперь используется для ловли тунца в Средиземном море длинный гарпун с тремя крючковатыми заострениями. Употреблялся трезубец также в боях римских гладиаторов.
Пусть это никого не удивит, но в Древнебулгарских сказах о трезубце и о том, что булгарские цари считали себя потомками Александра Македонского, есть доля истины. И именно во времена последнего давние болгары-праболгары могли позаимствовать трезубец от греков. Как известно из последних исследований современных болгарских ученых, праболгары, в седую давность ираноязычные, высокоразвитые для тех времен племена, жили еще до нашей эры возле Памира и Гиндукуша, именно там, где была древняя Бактрия. Как известно из исторических источников, в 330 году до нашей эры великий полководец и завоеватель Александр Македонский повел наступление на Персию. Он завоевал и персидские провинции — Гирканию, Арию, Дрангиану, Арахозию, а в 329-328 годах после длительных боев захватил и Бактрию (которая с VI ст. до н.э. попала под персидское владычество) и Согдиану. Александр женился на дочери бактрийского князя Роксаной и таким образом закрепил свое владычество над Бактрией, сделал этим важный политический шаг для поддержки здесь своего владычества на будущее. А наместником Бактрии он поставил своего тестя, отца Роксаны.
В этот период особенно заметным было влияние греческой культуры на народы, которые жили в предгорьях Памира. Поэтому, наверное, именно в те времена пра-болгары и могли позаимствовать от греков трезубец, как символ власти. Кстати, в упрощенном виде знак трезубца обнаружен советскими археологами на кирпиче во время работы в Средней Азии. Там и могли позаимствовать его болгары от греков.
Знак „балтавар» увенчивал древка булгарских знамен, изображался на булгарских монетах. К XV ст. эта тамга приобрела более красивую лирообразную форму. Поскольку Киевская Русь была в давние времена составной частью Булгарского государства — здесь когда-то формировалась Великая, а затем Черная Булгария, — к тому же и правящая династия ее, так называемые „Рюриковичи», была ветвью рода Дуло, то тамга „балтавар» стала гербом Древнекиевского государства, первым „законным» правителем которой Древнебулгарские летописцы называют князя Игоря (Угира Лачини, в древнерусских летописях — Игорь Рюрикович). В Древнерусском государстве и в Украине этот знак стал известен под его народным названием „тризуб».
Потом трезубец переходит к Галицко-волынскому государству, которое, переняв культурно-национальные традиции Киевской Руси, свою политическую и социальную революцию, утверждением историка Д. Дорошенко, развивалась под сильным влиянием тех отношений, которые существовали в середине Европы. В XIV веке здесь на западный лад гербовые знаки становятся уже общеупотребительными как официальные гербы. Такие гербы с трезубцем находят на печатях Галицких бояр. Отдельные феодальные роды употребляли трезубец и герб с ним как свое знамя и в XV веке.
В древности в Киевской Руси, на современных украинских землях, на городских воротах рисовали три башни, что безусловно, было навеянным символикой трезу-ба. Во времена средневековья их изображали на гербах и печатях. Так, три башни было в гербе города Остра, три флюгера — в гербе Лохвицы. В западноукраинских землях, как было уже сказано, трезубец с крестами на его концах рисовали на дверях, на хозяйственных сооружениях.
Настоящее возвращение трезубца, как украинской символики, происходит с провозглашением Центральной Радой Украинской Народной Республики. Появился вопрос о государственной символике. Предложений было много. После того, как в январе 1918 года Четвертым универсалом Центральной Рады было провозглашено самостоятельное Украинское государство, председатель Совета Михаил Грушевский предложил взять в герб УНР трезубец — знак великокняжеской власти времен Киевской Руси. Грушевский считал, что Украинская Народная Республика — единственная наследница Древней Руси на право государственного герба.
*В.Н. Жук «Из седой давности. Очерки из истории Украины и Полтавщины (VII в. до н.э. — XVI в. н.э.)»