Гунны и … христианская культура
ропейских народов создал им на Западе
репутацию головорезов и разбойников,
в то время как китайские авторы ха-
рактеризовали их как народ, наиболее
культурный из всех «варваров».
Л. Гумилев.
Среди исторических мифов, которые необходимо развеять, чтобы составить более правильное понимание Руси-Украины (ее происхождения и мирового значения), – миф о гуннском народе как некультурном, жестоком, враждебном европейской цивилизации этносе. Сторонниками таких оценок являются германские авторы, начиная с готского историка Иордана. Впрочем, оно и понятно: свою «европейскую историю» гунны начали с сокрушительного удара по готским племенам, засевшим на землях Праукраины, а закончили разгромом римских легионов в союзе с теми же готскими отрядами (Каталаунская битва) и заключением союза с галлами (племенами того же корня, что и нынешние прикарпатские галичане).
История гуннов до их вторжения в понтийский регион насчитывает 1,5 тысячелетия. На наши земли (в Северную Припонтиду) пришли уже не те гунны заалтайских степей, которые не знали мыла и зачинали детей в кибитках. Здесь появились гунно-угрские метисы: белые, безбородые, не скуластые и не косоглазые. И, что самое главное для нас, они не были язычниками, а выступали носителями религии, близкой христианству*.
С приходом гуннов началось не просто оживление торговли и культурной жизни в Припонтиде (гунны, изгнав готов, освободили путь «из варяг в греки», восстановили связи Поднепровья с греческими городами Черноморского побережья и т.д.), началась политическая история Руси-Украины и всего славянства. Гунны «слились» с народами Руси, и в результате возникло как бы одно политическое образование. Но не менее важ-ная миссия гуннов в славянском мире – духовная, имеющая прямое отношение к формированию менталитета русско-украинской нации. Известный историк Мурад Аджиев писал: «Что представляли собой люди Аттилы, которых европейцы назвали «варварами» ? Почему на их знаменах был крест? Что это за крест? И так ли дики и невежественны были гунны-кипчаки, как их представляют историки?»**. Очень важные вопросы. По-настоящему разобравшись в них, мы прольем свет не только на «гуннскую проблему», но и на историю Руси-Украины.
Гунны укрепили пошатнувшуюся было на Руси с приходом готов христианскую веру, приостановили наступление «перунизма» (язычества) и разрушение «изнутри» христианского учения путем насаждения арианской ереси. Гунны, изгнав готов, прекратили распространение этой ереси в Припонтиде, а затем (в решающей мере) и в Европе. Они хотя и не были христианами в полном смысле слова, но многое сделали для укрепления позиций христианской церкви.
Судите сами: на знаменах гуннов был христианский крест. Они поклонялись «человеку-небу» Тенгри (он – творец мира, родился от земной матери и Небесного Духа). Эта кипчакская религия, культивировавшаяся на Алтае, основывалась на огромных духовных массивах Тибета (Агарти), Индии, Персии. И, что интересно, не только крест, но и основную церковную атрибутику тенгрианства принесли в Припонтиду гунны: иконы, киот, иконостас, лампады, ладан, парчовые одежды священников, молитвы с земными поклонами и многое другое. Да и само слово храм – «харам» (площадь перед дворцом) – кипчакское. И в Киеве, Харукани***, других поселениях Припонтиды все эти церковные атрибуты оттачивались и совершенствовались, прежде чем появиться в За-падной Европе. Первый в мире храм с крестом на куполе появился в Киеве при Аттиле.
Обратите внимание: Аттила во главе войска объединенной Руси двинулся не на Византию, а на Рим. Он не тронул Византию, первой в Европе принявшую христианство и ставшую таким образом союзницей гуннов.
Воины Аттилы превратили в руины именно северные города Римской империи. Там процветало язычество. Это факт. Как и то, что Папа Римский Лев I в 452 г. вышел навстречу полководцу с крестом. То был тенгрианский крест! Такой же, как на штандарте Аттилы! Он спас Рим.
После похода Аттилы Европа увереннее пошла по пути укрепления и распространения христианства. Можно сказать, что в лице гуннов пришедшая в Европу из Припонтиды Русь шашкой и пикой внедряла свою религию, причем не арианскую (искаженную форму христианства), а еще ту, «доготскую», «андреевскую», ставшую впо-следствии православием.
____________________________________
* К началу VI в. гунны словно растворились в этническом массиве Европы, «ушли в небытие» – так считают некоторые историки. На самом же деле гунны слились с русами: дальнейшая их история – это история славян. Если же говорить о потомках «чистых» гуннов (до их прихода в Русь-Украину), то таковыми являются чуваши. С легкой руки германских авторов гуннов путали с обрами (действительно полудиким и кровожадным племенем). Вот как писал, к примеру, русский поэт Дмитрий Кедрин о гуннском царе Аттиле: «Поводырь убийц, … пахавший землю копьем, дикарь, с петель сорвавший дверь Европы».
** Аджиев М. Тенгри-Хан и Иисус Христос // Новое время. 1993. № 42. С. 16.
*** Харукань – главный город гуннов–кипчаков на востоке Малой Гуннии. Возник одновременно с отстройкой и возрождением Киева при Аттиле. Ныне – это Харьков.
Юрий Каныгин, доктор экономических наук, профессор, член Союза писателей Украины.
«Вехи священной истории».